Додзинси (dōjinshi,同人誌) это как правило японский самиздат – манга или новеллы. Чаще всего додзинси это работы любителей, которые только начинают свою карьеру или пробуют себя в новом деле, но встречаются также работы и именитых художников, публикующих желаемый материал помимо основной серии (или серий). Термин «додзинси» состоит из двух частей. Первая это «dōjin», буквально – «такой же человек», обозначает людей, которые обладают теми же интересами или движутся к той же цели. Вторая часть это «shi», что является сокращением от «zasshi», т.е. «журнал». Додзинси же таким образом являются «журналами единомышленников» (или, как можно предположить, «журналами для единомышленников» в случае, если издателем является один автор). Группы художников додзинси также называют себя «кружками». Додзинси рисуют и пишут художники и писатели, которые хотят публиковать свой собственный материал. Наиболее энергичные – или неуёмные? – фанаты додзинси посещают додзинси-конвенты, самым крупным из которых является «Comiket» (сокращение от «Comic Market»). «Comiket» проводится раз в полгода – зимой и летом – в токийском «Big Sight». «Big Sight» это одно из любимых прозвищ Международного выставочного центра в Токио, где на площади в 20 акров периодически размещается множество продавцов и покупателей любительской манги. Создатели додзинси обычно основывают свои произведения на чьих-то других работах, поэтому и издают их малыми тиражами, дабы избежать судебных тяжб. В связи с этим обстоятельством додзинси талантливых авторов достаются только быстрым или удачливым – тем, кто успел отхватить экземпляр до того, как всё разобрали. За последние десять лет производство додзинси претерпело значительные изменения – эта область деятельности значительно расширилась, привлекая всё больше создателей и их поклонников. Изменилась и технология самиздата, значительно упростив для творцов публикацию и продвижение их работ, что побуждает всех желающих творить всё больше и больше. Некоторые додзинси, к примеру, теперь выходят на цифровых носителях и, кроме этого, многие авторы додзинси размещают свои работы в Сети для скачивания. Кто-то также продаёт свои работы через аниме-магазины и специализированные сайты в Интернете. Восприятие додзинси в мире В западной культуре додзинси зачастую воспринимаются как аналог фан-фикшена и практически всегда – как порнография. И отчасти это действительно так: додзинси часто пародируют оригинальные миры или предлагают альтернативные варианты развития сюжета различных популярных аниме и манги, но также верно и то, что детям эти образчики по большей части читать вполне позволительно. Категории додзинси Как и их оригиналы, додзинси публикуются в самых различных жанрах и видах. Однако, в связи с целевой аудиторией, некоторые темы куда более распространены и существует несколько критериев, по которым их можно подразделить. Так же, как и в случаях с фанфиками, наиболее популярной темой додзинси являются неканонические отношения персонажей – в частности, очень часто авторы додзинси (в данном случае, наверняка, большую их часть составляют девушки и женщины) скрещивают друг с другом изначально гетеросексуальных персонажей, порождая новый яойный до мозга костей союз. То же самое касается и юри, причём для подобной «селекции» зачастую хватает самого малого намёка мангаки, автора оригинала, чтобы авторы додзинси спешно бросились натачивать перья. Одним из наиболее ярких примеров в данном случае может служить «Maria-sama ga miteru», чей мир является основой для многих и многих додзинси. Значительная часть додзинси, оригинальных или основанных на каком-либо мире, содержит большое количество эротического и открыто порнографического материала, что связано в равных степенях со спросом на подобного рода продукцию и с отсутствием ограничений издательств. Такой вид додзинси часто называется «H-dōjinshi», то бишь «хентай-додзинси», и обозначает всем известные постельные – и не только – сцены. Также подобная продукция может обозначаться как «ero manga» или продаваться с грифом «18+», что подразумевает наличие «взрослых» сцен. «Обычные» произведения продаются с пометкой «ippan», что означает, что данное произведение подходит для широкого круга читателей и что порнографические и эротические сцены в нём отсутствуют. «Comiket» «Comiket» является самым крупным конвентом такого рода. Как уже сообщалось, проводится он дважды в год в Токио, а самый первый «Comiket» состоялся в декабре 1975 года, когда в нём участвовало всего 30 авторов и около 700 посетителей. С тех пор число участников-авторов значительно возросло и составляет свыше четверти миллиона человек – многие любители приезжают на конвент, продавая и/или обменивая свои додзинси. Известные кружки и авторы додзинси Широко известные в настоящее время «Clamp» начинали как группа из 11 человек под названием «Clamp Cluster». С тех пор девушек осталось только четверо, но хуже их работы от этого не стали, напротив. Кён Акамацу (Ken Akamatsu), создатель популярной манги «Love Hina» и «Negima», продолжает продавать свои додзинси на конвенте, правда, делает он это под псевдонимом Ава Мизуно (Awa Mizuno). Рикудо Коси (Rikudo Koshi), создатель манги «Excel Saga», начинал своё творчество именно с додзинси. Нанаэ Кроно (Nanae Chrono), создательница манги «Peacemaker Kurogane», опубликовала множество додзинси по вселенной «Naruto», преимущественно яойного содержания. Маки Мураками (Maki Murakami) создала «Gravitation» и «Gamers` Heaven» а её команда «Crocodile Ave.» – «Remix Gravitation» («Rimigra») и «Megamix». «Gravitation» является одним из самых известных представителей жанра яой. Monkey Punch, создатель «Lupin III», также, как и многие другие, начинал с додзинси. Нобутэру Юки (Nobuteru Yuki) продаёт додзинси по собственному творению под названием «The Man in the High Castle». Юкиру Сугисаки (Yukiru Sugisaki), автор «D.N.Angel» и «The Candidate for Goddess», начинала как автор додзинси, например, к таким известным произведениями, как «King of Fighters», «Evangelion» и другим. Додзинси Юкиру отличаются завидной иронией по отношению к оригиналу. Юнь Коуга (Yun Kouga) публикуется уже довольно давно и является создателем двух хорошо известных серий – «Earthian» и «Loveless». Не так давно Юнь начала серию додзинси на «Gundam Wing». Ёситоси Абэ (Yoshitoshi Abe) опубликовал несколько собственных оригинальных додзинси, например, «Haibane Renmei». В качестве причины он привёл в пример, что не хочет отвечать перед кем-то за свою работу, т.к. он хорошо понимает, что до конца ещё далеко. Хадзимэ Уэда (Hajime Ueda) – создатель «Q.Ko-Chan» и новелизации «FLCL». «Crimson Comics» - кружок или даже только один автор, из-под чьего пера вышло свыше 50 хентай-додзинси и около 20 других серий, включая, как популярные, так и не очень. Например, «One Piece», «Naruto», «Bleach», «Black Cat», «Final Fantasy» и другие. Масаки Кадзисима (Masaki Kajishima), создатель «Tenchi Muyo! Ryo-Ohki», довольно долго использует додзинси для представления дополнительной информации по этой вселенной. В первую очередь это касается «Tenchi Muyo! Ryo-Ohki» и «Tenchi Muyo! GXP». Додзинси Кадзисимы-сенсей совмещают два и более типов работ: манга-стиль (много картинок, мало текста), интервью, ранние наброски сюжета (что даёт фанатам возможность почувствовать себя вовлечёнными в творческий процесс), коротенькие истории, раскрывающие характеры, ситуации или описывающие места мира Тэнти. На момент написания этой статьи из-под пера Кадзисимы-сенсей выходило по два додзинси в год под названиями «Kajishima Onsen» и «Kamidake Onsen». Датэндоу (Datendou) - это псевдоним Нагасэ Юкки (Nagase Yuuki), создателя хентай-додзинси для «Dead or Alive» и «Rumble Roses», выходившими под следующими названиями: «DOA Lost Eden 00-11», «Jumble Roses 1-2», «Endless Desire 00-03», «Kasumi Cullus», «Ayane Culls» и «Ragna Cross».
|