Главная | Регистрация | ВходПятница, 29.03.2024, 05:02
Games4ever
СтатьиПриветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Аналитика [0]
ЖЦ онлайн [0]
Железный цех [1]
Вердикт [26]
Вскрытие [6]
В разработке [10]
Интернет [4]
Игры в онлайне [0]
Интервью [2]
Интересности [7]
Немного об многом [38]
Мастерская [1]
Превью [5]
Про Игры [8]
Краткое инфо. про игры
Полезный софт [1]
Самые ожидаемые игры [4]
Спец [0]

Главная » Статьи » Games4ever » Интернет

ICQ войны

В 1996 году умные израильтяне из компании Mirabilis придумали слоган I seek you («Я ищу тебя»), внедрили концепцию в мессенджер с красивым названием ICQ, набрали внушительную клиентскую базу и через два года продали стартап корпорации America Online (AOL) — что было, в общем-то, вполне логично. Ни один почтовый клиент даже сейчас не даст такой оперативности, как интернет-мессенджер.

Отдельно стоит отметить популярность ICQ на некой одной шестой части суши. В то время как в Америке AOL и Yahoo! активно внедряли в массы свои AIM и Y!M, в зарождающемся рунете конкурентов у «аськи» не нашлось. AOL занималась другими делами и не слишком следила за пользователями ICQ, и исторически сложилось так, что сегодня основная абонентская база ICQ Inc. общается на кириллице. Но грянул кризис, и дело неожиданно приняло новый оборот: когда-то простая и удобная в использовании программа завязала гордиев узел из обыкновенных пользователей и корпоративных топ-менеджеров. Попробуем его разрубить?

Исторические особенности

Первое время ICQ отлично существовала на правах бесплатного сервиса, и в 96-98-х годах к сети подключался миллион человек каждые три недели. Перекупив стартап, в America Online быстро нашли, чем их занять: из freeware мессенджер превратился в adware, то есть ранее бесплатный сервис стал брать с пользователей своеобразную оплату — откручивал рекламные показы.

Это был первый толчок к быстрому развитию альтернативных мессенджеров — Miranda IM, QIP, Trillian, R&Q, Adium, Jimm. Все эти клиенты забирали свою долю пользователей официальной аськи, а значит — и долю рекламных кликов. В частности, в марте 2008 года AOL выложила в публичный доступ спецификации «асечного» протокола OSCAR с требованием откручивать рекламу на всех клиентах, которыми пользуются более 100 000 человек. Только вот никто эти требования особо не соблюдает.
    
AIM, второй мессенджер AOL, снабжен и IP-телефонией, и sms-сервисами, и универсальной адресной книжкой.


Война на чужой территории


Последняя версия ICQ для Mac вышла 30 декабря 2002 года.

AOL не акцентировала внимания на этой проблеме. И упустила момент, когда многие новые пользователи стали регистрироваться и получать новые номера с помощью альтернативных клиентов, даже не подозревая о существовании ICQ. Более того, некоторые уже были убеждены, что ICQ — всего лишь жалкий альтернативный клиент для QIP, а не наоборот . В конце 2008 года стало ясно — бороться с альтернативщиками придется.

Несколько раз AOL меняла протокол аськи, отсекая на некоторое время и альтернативные клиенты, и устаревшие версии оригинального. Но помогало это слабо. Пользователи не переходили на официальные программы, а дожидались обновлений полюбившихся QIP и Miranda. Особенно быстро реагировали русские разработчики, и в AOL окончательно убедились: на постсоветском пространстве абонентов много, а толку от них нет.

В начале 2009 года американская корпорация начала серьезную войну — пользователи с неугодными IP-адресами просто отсекались от сервиса. Под раздачу попала большая часть русскоязычного интернета: в СНГ пытались насадить официальный клиент. Но русские ругались, дискутировали на тематических ресурсах и продолжали ждать обновлений от сторонних разработчиков. Началась борьба за звание главного упрямца.

В результате AOL хоть и отобрала какую-то долю пользователей у QIP, Miranda и остальных, но совершенно точно не привила им любви к официальной аське. Зато сделала королевский подарок разработчикам разнообразных Jabber-клиентов — бывшие асечники массово устанавливали себе Google Talk, «Я.Онлайн» и QIP Infium с поддержкой протокола XMPP.

Между тем AOL сама виновата в засилии альтернативных мессенджеров. Ведь официальный ICQ-клиент, прямо скажем, не самая лучшая программа. Длительное время пользователям PC предлагался тяжелый, перегруженный функциями и неудобоваримой рекламой мессенджер. Для альтернативных платформ официального клиента и вовсе не было. Даже сейчас любителям Mac предлагается ICQ 3.4.23, вышедшая в 2002 году, в то время как под Windows уже давно выпустили ICQ 6.5.

Да и сервис AOL вызывает массу нареканий. Одна из главных проблем — продажа красивых номеров. Строго говоря, AOL тут ни при чем — не она же ворует пароли и содержит пиратские интернет-магазинчики. Однако AOL всеми силами потакает такой торговле: максимальная длина пароля в сервисе — восемь символов. Для хакеров это даже не пароль, его можно подобрать чуть ли не простым перебором. И нечего валить все на пользователей, которые ставят паролями собственную дату рождения. Популярные «шестизнаки» и «пятизнаки» обычно принадлежат опытным пользователям интернета, которые регистрировались в ICQ в конце девяностых. Уж они-то знают, что пароли типа qwerty или 12345 — плохое решение, у них наверняка стоит комбинация посерьезней. Но что воруют в первую очередь? Правильно, эти самые «пятизнаки», защищенные лучше остальных. Дошло до того, что красивые номера «выламывают» на заказ. Вы платите $10 000 и получаете желаемый пятизначный номер, а уж кому он принадлежал — не важно. Относительно красивый «девятизнак» например : 100-000-041 стоит, для сравнения, всего $70, а серийные «шестизнаки» вроде 783-321, 767-655 или 716-178 расходятся по $5.

Вторая проблема — спам внутри сети , с которым в AOL, кажется, и не борются вовсе, в то время как альтернативные клиенты обычно имеют мощный антиспам-модуль и это хоть как-то спасает от непрошеных собеседников и рекламы порносайтов.

В 2008 году случилась из ряда вон выходящая вещь: на серверах AOL что-то произошло с отправкой сообщений и они терялись на полпути. Страшно даже представить, сколько полезной и нужной информации не дошло до адресатов. Но AOL предпочла не поднимать шум. Проблема была обнаружена, как и исправлена, незаметно — многие пользователи так и не узнали о случившемся и все время отправляли офлайновые сообщения, уходящие в пустоту.

Наконец, сейчас протокол OSCAR морально устарел.
В 2009 году простое текстовое общение через единый сервер или централизованную совокупность серверов смотрится как ламповый телевизор или механическая стиральная машина, даже онлайновый чат Talkomatic, вышедший в 1973 году, умел больше .


Феномен трех букв

Свободное ПО от рекламного можно отличить сразу: сайт у Jabber не радует всеми цветами радуги, но это никому и не нужно.

В рунете наших дней особую популярность обрел QIP и его последователь QIP Infium. Написанный на Delphi мессенджер в свое время действительно стал одним из лучших клиентских приложений для протокола OSCAR: удобный интерфейс, понятные настройки, отсутствие рекламы и красивые смайлики-колобки.

Народным мессенджером QIP стал и благодаря тому, что пользователи Symbian-смартфонов не могли найти удобный клиент для своих мобильников. Позже с этой проблемой столкнулись покупатели «умных телефонов» с UIQ и Windows Mobile — и тоже выбрали QIP.


Темная сторона луны

У гиганта Mail.ru очень странная политика в области авторского права. Почему тут так вольготно пользуются протоколом OSCAR — непонятно.

А теперь следует взглянуть на деятельность Ильгама и компании под другим углом. QIP старого образца не принес ему ничего, кроме славы. Зато с появлением Infium на сайте стали ненормально быстро развиваться дополнительные сервисы — фотоальбомы, база рефератов, знакомства, видеоролики, хранение файлов... Сейчас таких сервисов уже семнадцать, одни просто привязывают пользователя к сайту, другие откровенно нацелены на монетизацию. Монетизацию, изначально построенную на практически пиратском использовании протокола OSCAR и серверов AOL! Получается, что Infium всеми силами приводит пользователей на сайт, а уже там им найдется занятие.

Недавно в «старых» версиях QIP была обнаружена веселая уязвимость. Отправление пользователю QIP версии 80** сочетания {\rtf\pict\&&} вызывало зависание процесса. Эдакая DoS-атака: qip.exe забирал себе все ресурсы компьютера, до которых дотягивался. Infium таким не страдал. И тогда родилось предположение, что уязвимость была обнародована специально  — чтобы ускорить переход на Infium.

Но и сам Infium не без греха. Во-первых, приложение по умолчанию хранит пароли на сервере QIP, что уже не вызывает доверия. Во-вторых, если верить последней версии Kaspersky Internet Security, «Инфиум» периодически пытается делать скриншоты. А так как пользователи сами разрешают программе пересылать любые пакеты через брандмауэр, из «Инфиума» мог бы получиться практически идеальный троян.

И вот какая параноидальная картинка у нас выходит: пользователи массово покидают уязвимый «старый» QIP, QIP Infium приманивает их на сайт, обвешанный кучей сервисов, а разработчики, в зависимости от настроения, либо просто зарабатывают деньги, положенные AOL, либо со зловещим хохотом крадут личные данные, пароли и просто интересные скриншоты.

EULA и Privacy

AOL, разумеется, не по нраву, что какие-то там русские парни зарабатывают на их продукте. Но со сменами протокола альтернативщики, в общем-то, успешно борются. А значит, надо предпринять другие меры. Какие — о том доподлинно не известно, довольствуемся слухами.

Мера самая радикальная — открыто опубликовать переписку пользователей альтернативных клиентов. С одной стороны, в EULA (End User License Agreement — пользовательское соглашение) действительно записано, что вся передаваемая информация принадлежит компании AOL. C другой стороны, достаточно лишь вспомнить множество американских судебных историй, чтобы понять: даже студент-юрист сможет обвинить AOL в нарушении privacy  — права на личную жизнь — и выиграть дело. С третьей стороны, AOL необязательно публиковать логи под своим именем, с четвертой — репутация в любом случае будет подмочена. Гипотеза эта маловероятная, но со счетов ее сбрасывать не стоит.

Недавно представитель AOL в закрытом сетевом сообществе Leprosorium.ru поделился, что в компании всерьез обсуждают введение абонентской платы. В принципе, это осуществимо, хотя клиентская база явно сократится в разы. Зато одним махом отсекутся все «неправильные» пользователи и паразитирующие разработчики. И если платные программы несложно пиратить, несмотря на изощренную защиту, то с клиент-серверными сервисами слишком уж много возни, ведь защита находится на стороне сервера, а не пользователя.

Но что бы ни предприняла AOL в этой маркетинговой войне, она только поможет популяризации Jabber.
    

Вот она, истина: «Сервер ICQ не поддерживает неавторизованных или не относящихся к ICQ сервисов-подражателей и их аналоги».
    

Один только Google не участвует в войне мессенджеров. Они и так знают, что люди, уставшие от проблем с аськой, сами придут к Google Talk.

Jabber в каждый дом!

Логотип Jabber — это лампочка. Евангелисты свободного программного обеспечения любят строить цветастые метафоры: мол, эта лампочка осветит темный, необразованный интернет и будет всем счастье. Но простому пользователю нет дела до протоколов и лицензий, ему только бы початиться. Jabber в этом смысле — отличный выбор.

Благодаря открытому протоколу вы не зависите от конкретной корпорации AOL или другого гиганта интернет-бизнеса, можете пользоваться любыми ресурсами, можете сделать свой собственный «Официальный Jabber-сервер Васи Пупкина» и размещать его на своих же технических площадках. Ничто не помешает и общаться с пользователями других серверов — при верных настройках владельцы Google Talk, «Я.Онлайн» и «Официального Jabber-сервера Васи Пупкина» могут чатиться между собой так же легко, как в ICQ.

Протокол XMPP, с которым работает Jabber, технически куда более развитый, нежели OSCAR. Он достаточно легко расширяется, может быть дополнен, да и защищен куда лучше. Например, передаваемые данные можно шифровать при помощи SSL, а корпоративным Jabber-серверам можно ограничивать выход «во внешний мир». Но многогранность Jabber пугает обычных пользователей и мешает популяризации и массовому распространению протокола.


Русский бизнес

Сейчас AOL ведет невнятную войну «против всех», а на арене боевых действий, в рунете, мессенджерами заинтересовался большой интернет-бизнес.

В 2008 году активно муссировались слухи о том, что QIP был куплен «РосБизнесКонсалтингом». Слухи оказались небеспочвенными — активность РБК на рынке интернет-услуг известна, но приобретение любого мессенджера, который нарушает лицензию AOL на использование протокола, чревато последствиями.

Mail.ru, один из крупнейших российских порталов, использует протокол OSCAR в своем мессенджере в качестве дополнительного; QIP Infium тоже позиционирует доступ к коммуникациям ICQ как приятный бонус. Подобное наплевательское отношение к правообладателю и возможным последствиям несколько удивляет. Мало того, что непоказ рекламы AOL в этих мессенджерах — уже само по себе нарушение, так еще и на репутации компании может появиться большое черное пятно. Для флагманов масштаба Mail.ru это недопустимо.

Интересную позицию в этом вопросе занял «Яндекс», пропагандирующий Jabber в общем и свой клиент «Я.Онлайн» в частности: компания втихую откручивает себе баннеры и спокойно переманивает запутавшихся пользователей без нарушений лицензий и норм морали.

Молчит лишь Rambler, официальный русский локализатор ICQ. Без ведома AOL компания, кажется, не может ступить и шагу, а AOL ни на один наш вопрос так и не ответила.
Категория: Интернет | Добавил: Rezan (14.06.2009)
Просмотров: 726 | Теги: интеренет, Файлы, ICQ, войны, статьи, вскрытие, ICQ войны, серкеты, Программы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

www.Games4ever.3dn.ru © 2024
Используются технологии uCoz